04:02 

Двенадцать лет рельсовых блокбастеров

Инмар
SaP! SeP! SiP! SoP!
 Мне уже достаточно давно нравится наблюдать за борьбой линейки шутеров-титанов: "Call of Duty", "Medal of Honor" и "Battlefield".


 Сначала CoD копировали MoH. Собственно, "Call of Duty" вышла в 2003 году, на четыре года позже, когда "Medal of Honor" успел сорвать все лавры и побывать на всех платформах, даже на GBA (!). Оно и немудрено; думаю, в своё время не было ни одного человека, который сомневался бы в успехе шутера про Вторую мировую, разработкой которой руководил сам Стивен Спилберг. В общем, Activision решили сделать "свой "Medal of Honor", потому что чего зря пропадать хорошей идее. Игра вышла отменной, да так, что чаша весов склонилась немного в сторону свежей серии.
Следующие четыре года драка Activision и EA за сегмент рынка напоминала фарс: удачные наработки тут же подхватывались конкурентами. И те, и те игры строились по одному и тому же скучному шаблону: безголосый герой, скриптовые атаки противника, точки с бесконечным респауном врага, пулемётная турель, снайперская миссия, "Джейсон, хватай панцерфауст и подбей чёртов танк!", покатушки на технике и драматический, с ноткой выполненного долга, финал. Сценарий был донельзя скучен, но играть было всё равно интересно.
 В "Call of Duty 2" выбросили к чёрту шкалу здоровья. Теперь можно было спрятаться за бочкой, посидеть и выздороветь. Игровое комьюнити моментально подняло бучу, в один голос истерично крича "это плохо! это нереалистично!". Как будто аптечки, исцеляющие от пулевых попаданий по всему телу, это реалистично. Как будто в шутерах что-то вообще когда-нибудь было реалистично. В итоге, в "Medal of Honor: Airborne" пытались найти компромисс, поделив здоровье на несколько сегментов. От отдыха оно пополнялось, но не больше, чем до максимума нынешнего сегмента. В итоге оказалось, что волна народного негодования бесследно исчезла и всем, как-то, по большому счёту, плевать. Сейчас такая система вообще уже кажется естественной: покажите мне современный шутер, в котором есть полоска здоровья. Мне на ум приходит только "Borderlands", но это же FPS-"дьябла", конечно же, там есть полоска здоровья!
 Кстати, "Airborne" была достаточно хорошей игрой, свежей и максимально оригинальной для жанра. Её сделали менее аркадной, не такой заскриптованной и нестандартной в плане геймплея. В отместку появились загрузочные экраны, занимающие по пять минут, и не только в начале миссии, а каждый раз, когда вас убивают. Но, несмотря на положительные отзывы, "Airborne" была последней ласточкой в эпохе подобной концепции.
 Как раз к этому времени, ко второй половине "нулевых", наступил пик жанровых кризисных проблем в индустрии. Незадолго до этого всех до ужаса задолбали "клоны старкрафта/варкрафта" - дешёвые, утомительные RTS с "тремя разными расами" – и «клоны диаблы», хотя вторые, нужно признать, были в массе своей лучше. Наплыв этих поделок перетерпели, и пришёл черёд волны «стратегий про Вторую мировую» и «шутеров про Вторую мировую». Их было столько, что как-то уже неловко было произносить эти словосочетания вслух. Это было первой причиной событий, о которых чуть позже.
Третью часть "Call of Duty" делали новые для серии разработчики – Treyarch, и они сильно провинились. Игра получилась худшей в серии, что было видно с самого начала, ещё до запуска игры: они на корню загубили хороший, узнаваемый мотив обложки (первая часть, вторая). До этого на лицевой части всегда присутствовал солдат, что-то кричащий и тыкающий пальцем в сторону игрока. Было интересно, что он кричит. Может быть, "Джейсон, хватай панцерфауст и подбей этот чёртов танк", а, может, "Купи игру, я сказал! Игру купи!". Его внушение действовало, и игру действительно хотелось купить. На обложке третей части солдат в каске предал нас и принялся в нас палить. Прямо в сердце, солдат в каске, ты ранил меня прямо в сердце. И это несмотря на мягкую жёлтую цветовую гамму, напоминающую постеры "Индианы Джонса". (Эти Treyarch, я вам скажу, прямо мастера ломать узнаваемое оформление обложки; только в серии "Modern Warfare" стали появляться знаковые, легко распознаваемые на прилавке элементы, как эти долбаные калифорнийцы перечеркнули всё обложкой "Black Ops"). Кризис серии стал второй причиной, и этого было достаточно для радикальных перемен.
Игру вернули "родителям", Infinity Ward, и они выпустили новую часть, с подзаголовком "Modern Warfare". Она разорвала жанр в клочья, фактически отправив в нокаут "Medal of Honor". Она была "про сейчас", а не про осточертевшую ВОВ. В ней был хороший, аддиктивный мультиплеер. А сингл-компания в ней была такой, что до сих пор даже сами разработчики не могут повторить её успех. Да, там были пулемётные турели, были покатушки, были скриптовые респаунящиеся враги, даже "Джейсон, хватай панцерфауст и подбей этот чёртов танк" было. Но всё было так роскошно обставлено и так срежиссировано! Я уверен, эпизод, в котором игрок выползает из рухнувшего от ядерного взрыва вертолёта затем, чтобы медленно умереть, будет цитироваться через десятилетия!
"Modern Warfare" задала тон жанру. Те же Treyarch пытались вернуться к теме Второй мировой в пятой части, и они провалились. Новые стандарты были высоки: кинематографичная одиночная кампания, напоминающая голливудский блокбастер, сильная ориентация на долгоиграющий мультиплеер, система уровней и анлоков. ЕА с первого наскока не смогла взять эту планку со своой перезагрузкой Medal of Honor, но кое-что по-прежнему оправдывает мою любовь к этой компании. Это кое-что – серия "Battlefield", о которой я упомянул в начале, а потом нарочно перестал говорить.

Эта серия предвосхитила все жанровые изменения задолго до того, как "Call of Duty" и "Medal of Honor" вообще зашевелились. "Battlefield" уловил все тренды до того, как эти тренды появились – высшая концентрация чутья. Упор на мультиплеер? С первой части. Надоела ВОВ, хотите современного? Пожалуйста, вот вам "Battlefield: Vietnam", а вот "Modern Combat" в 2005 году. За два года до "Modern Warfare", заметьте. Более того, хотите ещё дальше во времени? Пожалуйста, "Battlefield 2142" с футуристическим оружием и мехами. Что там ещё, бум ко-оп игр? Возьмите "Bad Company", роскошный ко-оп до четырёх человек.
И вот тут мы подходим к новости, ради которой я всё это и писал. EA анонсировали "Battlefield 3", который выйдет этой осенью, чтобы надрать задницу "Modern Warfare 3". По ссылке вы можете посмотреть потрясающе неинформативный тизер. Серьёзно, абсолютный ноль информации, но срежиссирован очень круто.
Ну, и в качестве забавного бонуса: на вопрос «Не собираетесь ли вы перенести действие "Call of Duty" в будущее, Дэвид Вондерхаар, гейм-директор Treyarch, ответил «Думаю, ответ – да». Ага, спустя пять лет после выхода "Battlefield 2142" гейм-дизайнер Treyarch фонтанирует новыми, оригинальными, авторскими идеями.
А как бонус-бонус для самых терпеливых: так как без издевательских плясок в сторону конкурента не обходится нигде, ЕА в преддверии выхода "Bulletstorm" (демку которого, кстати, так и не сделали для РС) выпустили бесплатную “Duty Calls”, очень издевательскую пародию на сами знаете что (несмотря на осторожную надпись внизу "It is not associated with Activision or the Call of Duty games"). Правда, очень издевательскую и очень меткую. Советую скачать и поиграть.



Ну и, не могу уже удержаться, вот бонус-бонус-бонус: инфографика про интересную статистику мультиплеера "Black Ops".



@темы: игротэг, battlefield 3

URL
Комментарии
2011-02-06 в 22:03 

VinsantI
Holy Crab! 8d
Когда-нибудь они рванут в среднековье. А когда идеи закончатся, они начнут плодить игры, где устраивают меж собой махач Тирексы.
Наверняка когда-нить будет батлфилд с гигантскими роботами типа Евы.

2011-02-07 в 02:25 

Инмар
SaP! SeP! SiP! SoP!
Когда-нибудь они рванут в среднековье
Mount & Blade уже рванул, осталось туркам TaleWorlds продаться ЕА и лицензировать CryTech. Ну и нормальное управление сделать, давно не хватает.
игры, где устраивают меж собой махач Тирексы.
А вот тут на ум приходит только странный продолжатель идей Dyno Crisis, и почему-то Zeno Clash. Dyno Clash или Zeno Crisis был бы странной игрой, но я бы купил.

URL
     

Мои дневничества

главная